Храм Аполлона в Дидиме

Etemenanki аватар
В ТОПку!: 
0

Месторасположение

Дидим
Турция
37° 23' 6.0612" N, 27° 15' 23.5584" E

Я тут давно ничего не писала, так что есть повод вставить свои пять копеек в информационную ленту нашего судового журнала. И, поскольку, крайние несколько дней нашего путешествия туда и обратно в сторону Мармариса прошли под знаком знакомства с турецкой береговой линией греческой Ионии, а также современными турецкими раскопками античных греческих архитектурных достижений, то речь пойдет о египетском взгляде на греческий подход к общению с богами об одном уникальном эллинистическом храме Аполлона, расположенном в современном туристическом турецком городке Алтынкум.

Все фотографии можно увидеть здесь.

Как видно на фотографии, от храма осталось немного, однако, уже это немногое заставляет обратить на себя внимание в первую очередь своими размерами. По крайней мере потому, что встретить ТАКОЕ удается нечасто.

Так называемый "младший Дидимейон" или "Дидимейон II" был одним из самых больших храмов античного мира. Его размеры составляют 120х25 метров, и именно благодаря им, он так никогда и не был достроен.

Из запланированных изначально 122 колонн были установлены только 72, да и они не были до конца декорированы. Например, на одной из трех доныне вертикально стоящих колонн отсутствует рифление, а антаблемент был закончен только на переднем фасаде здания.

Вообще декор храма должен был быть весьма богатым и разноообразным. Так, колонны помещались на красиво профилированные базы, а те, что стояли в переднем ряду, были декорированы еще и различными рельефами.

Капители были сделаны в основном в ионическом стиле с волютами.

Отличались лишь капители угловых колонн храма, на которых сохранились остатки рельефа, изображавшего Артемиду и Лето, Зевса и Аполлона между головами львов, быков и грифонов. К сожалению, увидеть и сфотографировать их у нас не было возможности, так как сейчас эти рельефы находятся в Археологическом музее в Стамбуле.  Капители колонн с женскими фигурами, вырастающими из листьев растений, декорировали верхний край основных стен храма. А капители, венчавшие собой пилястры, ныне выставлены перед стенами храма.

Что касается антаблемента, то над трехчастным архитравом был расположен фриз, украшенный головами Медузы в целях защиты храма от скверны, а над фризом находился карниз из дентикул и растительного орнамента.

Перистиль храма переходит в святилище, откуда вещал оракул.

А дальше по ступеням можно спуститься в обширный внутренний двор.

Кроме того, туда ведут два узких темных боковых прохода, заканчивающихся ярким и просторным залом двора, в котором находился источник в виде фонтана (по преданию Аполлон был зачат у лаврового дерева, под которым бил священный источник).

Изначально источник, видимо, находился на открытом месте, но в седьмом веке до нашей эры он был окружен стеной из глиняного кирпича, следы которой были найдены в ходе археологических раскопок. Перед шестым веком до нашей эры храм представлял собой просторное помещение круглой формы, от которого нынче остались только массивные блоки фундамента. В шестом веке до нашей эры источник, предположительно, начал пересыхать, и его перенесли в колодец, помещенный внутри небольшого здания. Однако древний храм был разрушен, а  на его месте в четвертом веке до нашей эры возведен большой эллинистический храм с фонтаном и просторным внутренним двором.

Стены, сохранившиеся до наших дней, представляют собой только треть изначальной высоты.

В пятом-шестом веках нашей эры внутри двора была построена византийская церковь. Ее остатки были перемещены оттуда во время раскопок в начале двадцатого века. Тогда же была построена стена вокруг храма, которая по сей день ограничивает район раскопок, и благодаря которой по сей день неизвестно, раскопан ли весь комплекс святилища Аполлона. Впрочем, руины продолжают появляться и за пределами стены.

А внутри нее теперь аккуратно по частям разложены руины храма.

Ну и еще несколько фотографий.
Вид сбоку на внешнюю площадку вдоль стены двора, где должны были быть установлены колонны.

Позади храма на подпорках лежит развалившаяся колонна, напоминающая собой порезанную колбасу.

Забираться на стены двора запрещено, очевидно, чтобы люди не падали вниз, но полазить по этим стенам было бы одно удовольствие. Толщина стен как у хорошего зАмка.

А двадцатиметровые колонны не влезают даже в широкоформатный объектив.

Я с трудом представляю себе, что должен был чувствовать человек, оказавшись у стен этой громадины, ничем не похожей на все то, что обычно составляло концепцию античного храма, даже несмотря на соответствие всем правилам и канонам. Но посетить это чудо смешения культур эллинистического периода истории Древней Греции весьма полезно и интересно, уж очень оно самобытное и выпадающее из ряда вон.

Все фотографии можно увидеть здесь.

0
Ваша оценка: Нет

Комментарии

MAG аватар

бронированные смотрители

5

храма - особливо хороши! )

15ya аватар

спасибо за зрелища :)

5

Как всегда, исчерпывающий и монументальный рассказ, ты молодец!
Что касается храма, то завораживают, действительно, размеры и контраст - такого темного выщербленного камня и окружающей современной действительности. Больше всего зацепило фото с колонной, закрывающей солнце - зловеще :)

Etemenanki аватар

Хе-хе :)

ну надо же было какую-то мрачность перед Хэллоуином навести. :)
Так что у нас вместо тыквы колонны, а вместо костюмов пугающий черный гигантизм экстерьеров. :)

FrancisDrake аватар

По настоящему завидую древним Грекам!

По настоящему завидую древним Грекам!  Вот где люди спокойно жили, никуда не спешили - строили  здание веками. Не то что сейчас в современных городах - все куда-то спешат, жизнь крутится в сумасшедшем темпе. В итоге никуда неуспевают...

Etemenanki аватар

Ага,

и строят теперь ненадежно. Да, от греков только развалины остались, но сколько эти развалины прежили. Мы вот сегодня в цистерну  античную лазили, так там внутри на стенах штукатурка сохранилась. Штукатурка! которой около двух тысяч лет, и которая была на стенах внутри цистерны с водой! И таких цистерн еще много осталось, большинство из них разрушены, но есть и те, в которых до сих пор набирается вода, и даже те, из которых эту воду до сих пор можно пить.
Такое, наверное, можно было построить только, если совсем никуда не спешить и даже не предполагать, что в будущем что-то изменится. :)
NChudova аватар

Жуть!

Никогда не думала, что камня может быть слишком много, но здесь чувствуешь, что голова сама втягивается в плечи - как у той черепахи на фото в Пикассе...
А терминологический ликбез на наглядном материале - это вообще счастливая идея, спасибо!

Etemenanki аватар

Там, кстати, внутри святилища

совершенно потрясающая аккустика сохранилась. Теперь там, конечно, только туристы голосят, но, если не услышишь, то и не подумаешь, что развалина может ТАК звучать и ТАК усиливать любой звук. Прям большой зал Консерватории!
Так что даже  приятно, что хотя бы треть высоты стен осталась, теперь храм стал гораздо ближе к человеческим размерам, но и аккустические свойства при этом не потерял. :)
NChudova аватар

ну и ну!

5

комментарии Гали ещё добавляют ощущения какой-то невероятности этих мест и этого мира, границы человеческого раздвигаются и наш образ жизни начинает выступать лишь одним из возможных вариантов!... Здорово, что вы там ходите, смотрите, чувствуете и делитесь с нами. Вы как засланные казачки, вы наши глаза и уши - и хорошие, чувствительные глаза и уши :)